Почему АСТАРТА?

Почему школа получила имя «Астарта»…..

     Я очень долго выбирала название для своей школы. Ведь всем нам с детства отлично известна фраза: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Хотелось, чтобы название передавало не столько восточный колорит (всевозможных «Амани», «Аяллель», «Черные (и не только) глаза» и т.п. существует море даже в Москве, не говоря уже о России), сколько мое видение целей школы, особенностей ее программы, самих принципов ее существования.

     И вот случилось так, что я приехала на тренинг «Где взять силы для успеха», проводившийся Павлом Раковым при поддержке одноименного тренингового центра. Одним из главных заданий тренинга было пройти босиком по раскаленным углям (естественно, не обжечься при этом). И вот в момент наивысшей концентрации, уже перед самой угольной дорожкой, в голове прозвучало «Астарта». Надо сказать, что мифологией я увлекалась с раннего детства, хотя если бы меня в тот момент спросили, кто такая эта Астарта, я бы не ответила (это отнюдь не самая известная богиня).

     Уже вернувшись в Москву, я залезла в Интернет и поняла, что имя «Астарта» действительно максимально возможно отражает мои мысли относительно будущей школы.

     Сразу оговорюсь, что к этой богине, как и ко всему греко-римскому пантеону, в части ее «сферы влияния» нужно подходить очень осторожно. Ведь все боги и богини Древней Греции и Древнего Рима возникли не на пустом месте, а на основе тех божеств, которые уже существовали у народов, ранее населявших эти территории. А так как более древних богов было намного больше, а римляне и греки пытались их как-то сопоставить со своими богами, возникла некоторая путаница. В этой статье я попыталась систематизировать и сделать более-менее удобоваримой и понятной информацию об этой богине.

     Астарта (греч. Αστάρτη, Astártē) — греческий вариант имени богини любви и власти Иштар,заимствованной греками из шумеро-аккадского пантеона через культуру финикийцев. Её культ был известен в Палестине с X по VIII век до н. э. Истоки культа уходят в древнюю Месопотамию, в которой семитские племена, касаясь религиозной традиции шумеров, восприняли ярчайшие образы главных божеств и ввели их в свой пантеон не только вследствие торговых отношений, но и по причине сближения, необходимого для естественного взаимного сосуществования.

     В Месопотамии задолго до появления первых аккадских документов, написанных шумерским письмом, появляются имена царей, внесённые в список города Киша, который являлся центром семитского населения южной Месопотамии в эпоху Древних династий (с 4 т. до н. э. по 2600 г. до н. э. начала гегемонии Ура). Семитские божества до правления Саргона (2371—2316 гг. до н. э.) входят в шумерский пантеон. В имперскую эпоху (2380—2200 гг. до н. э.) семитская богиня Эсдар (Иштар) — Астерт — астар, что у восточных семитов означало богиня, и являлась центральной фигурой аккадского пантеона, идентично шумерской богине любви и плодородия Инанне — матери неба. У западных семитов имя Астарта было именем собственным, определённой богини, а у южных — бога. Нарицательный характер слова «астар» способствовал поглощению образом Иштар — Эсдар множества шумерских и хурритских богинь.

     В универсальном образе богини содержались три главных формы или титула — царица, дева, мать.

     У аккадийцев и вавилонян Астарта называлась «самой старшей неба и земли», и являлась дочерью бога небес Анну. Астарта становится богиней — матерью на небесах, Церерой и Дианой на земле, Гекатой и Прозерпиной в Гадесе.

     На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, Мать Природа, имеющая десять тысяч имён. Финикийцы связывали Астарту с луной и Венерой. Иными словами, с одной стороны, под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её супруга Таммуза, побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга — Таммуза, который также был её сыном, аналогично, как и Изида, оплакивала своего супруга и брата (Осириса). Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына. С другой стороны, у финикийцев Астарта была связана с «Утренней звездой» — Венерой, и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница. «Глаз своей богини — матери» нельзя было утратить в морском странствии. Укреплённая в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям.

     У сирийцев Астарот Гиеропольская полностью отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась как величественная женщина, держащая в одной руке факел, а в другой — изогнутый жезл в форме креста, соответствующий атрибуту египетской Изиды.

     В Иудее Астарте, как царице небес, по словам пророка Иеремии, усердно поклонялись женщины.

     В текстах Угарита она упоминается как одна из главных богинь и почитается как мать богов — покровительница царей, богиня моря и изображается как обнажённая женщина, кормящая двух младенцев.

     В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, где она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия), либо сидящей на коне с мечом. Мемфис являлся главным центром ее культа. Её олицетворяли с богиней — воительницей, дочерью бога — творца Ра. Она являлась покровительницей династии фараонов. В мифах имя Астарты упоминается редко, и прямое толкование её основных функций невозможно проследить в силу многих причин.

     У Астарты существует множество вариантов изображений. Также этой богине соответствует несколько символов. Основными из них являются луна в виде полумесяца, перевернутого рогами вверх (богиня нередко изображалась с полумесяцем на голове и звездочкой между ними), и львица, которая либо сидит у ног богини, либо на спине которой восседает Астарта.

     Именно поэтому львица присутствует на логотипе нашей школы.